К столетию Иверского Храма

В день тезоименитства Его Императорского Величества Государя Императора Николая II 19 декабря 1894 года в городе Москве была открыта новая община сестер милосердия Российского общества Красного Креста, получившая название в честь известной московской святыни - чудотворной Иверской иконы Божией Матери.

В связи с открытие общины московский генерал-губернатор Великий князь Сергей Александрович прислал поздравительную телеграмму. «Радуемся открытию нового учреждения на пользу страждущего человечества и с удовольствием Великая княгиня и я принимаем звание попечителей Иверской общины. Сергий».

Кроме Сергея Александровича и Елизаветы Феодоровны Августейшей попечительницей общины стала Великая княгиня Александра Иосифовна, а, впоследствии, королева эллинов Ольга. Почетными членами общины в разное время стали митрополит Московский и Коломенский Сергий (Ляпидевский) и митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), епископы Парфений (Левицкий), Нестор (Метаниев), Трифон (Туркестанов), протоиерей Иоанн Кронштадский, протоиерей Константин Зверев, В.Ф. Джунковский и другие известные лица.

Для размещения общины на улице Малая Якиманка было приобретено и оборудовано двухэтажное здание, в одной из комнат которого была устроена часовня. Община быстро расширялась, и, поскольку подготовка сестер и попечение о больных не мыслились без церковного окормления и молитвы, 15 октября 1896 года на территории общины был заложен храм в честь Иверской иконы Божией Матери. На месте закладки храма был устроен шатер, в котором поместили привезенную из часовни на Красной площади чудотворную Иверскую икону. На освящение прибыл митрополит Московский и Коломенский Сергий, сопровождаемый наместником Чудова монастыря архимандритом Товией и чудовскими певчими.

Храм строился по проекту известного архитектора Сергея Константиновича Родионова на средства благотворительницы Елизаветы Семеновны Ляминой под непосредственным руководством ее сына, инженера Семена Ивановича Лямина. Построенный в русско-византийском стиле XII - XIII веков храм со звонницей напоминал древние соборы во Владимире. Орнаменты внутренней росписи стен были заимствованы из Новгородского Софийского собора. Невысокий резной одноярусный мраморный иконостас был исполнен в византийском стиле. Из белого мрамора были изготовлены клиросы, киоты для икон. Царские врата, северные и южные двери в иконостасе были изготовлены из золоченой бронзы. Богослужебные сосуды, паникадила, подсвечники и другая утварь были также выполнены в русско-византийском стиле.

19 апреля 1901 года храм был освящен митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским). На освящении присутствовала Великая княгиня Елизавета Феодоровна, которая шла в крестном ходе вокруг храма и молилась на Литургии. На протяжении всего своего существования Иверская община многим была обязана Великой княгине, уделявшей ей особое внимание и называвшей ее «своей». На содержание храма и причта благотворительницей Е.С. Ляминой был положен в банке особый капитал.

Настоятелем нового храма был назначен молодой священник Сергий Махаев - сын настоятеля Спасской церкви в имении Великого князя Сергея Александровича в Усово.

Обязательным предметом для изучения при подготовке сестер милосердия был Закон Божий. Первым законоучителем общины стал в 1894 году настоятель храма преподобного Феодора Студита у Никитских ворот протоиерей Феодор Преображенский, согласившийся безвозмездно вести уроки у сестер. После него эту должность занимал протоиерей Михаил Хитров, которого в 1898 году сменил настоятель церкви св. Александра Невского при доме московского генерал-губернатора протоиерей Константин Зверев (отец священномученика архиепископа Петра).

В 1905 году по представлению Великой княгини Елизаветы Феодоровны законоучителем общины был назначен настоятель Иверской церкви священник Сергий Махаев, который к тому времени уже зарекомендовал себя как ревностный проповедник Слова Божия и талантливый педагог. Помимо обязательных уроков отец Сергий совершал с сестрами паломнические поездки, проводил беседы, в которых разъяснял содержание деятельности сестры милосердия как подвиг деятельной христианской любви. В результате этих бесед на свет появились две книги: «Беседы пастыря с сестрами милосердия» и «Подвижницы милосердия. О подвиге русских женщин». Последняя переиздана в 2000 году и стала доступной современному читателю.

Храм постоянно благоукрашался трудами и на личные, поскольку не являлся приходским, средства ктиторов - Н.М. Бакунина, И.А. Константинова, Н.М. Григорьева.

Торжественные для общины дни всегда сопровождались церковным богослужением, которое нередко совершалось архиереями - викариями Московской епархии. Часто в храме бывала Великая княгиня Елизавета Феодоровна, несколько раз служил литургию почетный член общины протоиерей Иоанн Кронштадский.

К началу Первой Мировой войны Иверская община процветала и была известна за счет высокого профессионального и нравственного уровня своих сестер и врачей.

В 1918 году община была ликвидирована, а на ее месте появилась «вторая школа медицинских сестер», которую по привычке продолжали называть Иверской. Благодаря усилиям отца Сергия Махаева и оставшихся сестер храм удалось спасти от закрытия, и он продолжал существовать как приходской.

Летом 1919 года отец Сергий был переведен в другой храм, а на его место назначен протоиерей Василий Кристальский, служивший прежде в Хамовниках в церкви при казармах Несвижского полка. Будучи в преклонном возрасте отец Василий часто болел, поэтому в 1920 году ему в помощь был назначен сверх штата священник Константин Ровинский, направленный сюда московским старцем протоиереем Алексеем Мечевым. Некоторые эпизоды своего служения он описал в своих воспоминания, изданных под названием «Беседы старого священника». Из них следует, что в начале двадцатых годов в больнице сохранялись традиции Иверской общины. Священник обходил палаты, главный врач, старшая сестра и многие сотрудники были верующими людьми. На разных должностях в больнице работали сестры закрытого Зачатьевского монастыря, которые стали петь в церкви. Они принесли с собой употреблявшиеся в монастыре киевский и болгарский напевы и этим много содействовали красоте богослужения, о которой, в свою очередь, заботился и отец Константин.

В 1920 году храм осмотрела комиссия, которая пришла к заключению, что «храм подлежит учету и охране Подсекции по охране памятников искусства и старины, как гармоничное художественное целое. Храм построен в Византийском стиле, воспроизводит мотивы Владимиро-Суздальского зодчества, в частности Дмитровского собора, на Клязьме, знаменитого в истории русского искусства. Храм небольших размеров стоит отдельно от зданий общины, удобен для осмотра. И по внутреннему своему устройству он художественно воплощает идею воссоздания русской старины. Принимается на учет и охрану также звонница Новгородско-Псковского типа».

Однако борьба с Церковью в стране разворачивалась все шире. В 1922 году Московский отдел здравоохранения потребовал от Моссовета ликвидировать все оставшиеся при больницах церкви и часовни, поскольку «совершаемые в них религиозные службы и отпевание умерших ... вредно отражается на жизни и работе больничных учреждений».

22 декабря 1922 года Иверский храм был заперт и опечатан сотрудником милиции. С этого дня жизнь в храме замерла на семьдесят лет. Закрытым он простоял еще полгода, после чего 4 - 8 июня 1923 года он был «ликвидирован»: все ценное было передано в Мосфинотдел, богослужебные книги и иконы - в другие храмы, облачения и церковная утварь - завхозу больницы для хозяйственных нужд. Само помещение использовалось для различных нужд, в конце концов превратившись в склад. В послевоенные годы бесследно исчез мраморный иконостас.

Но храм не погиб окончательно. По-прежнему с его стен смотрели лики святых покровителей тех, кто строил его и жертвовал на постройку. А перед престолом Божиим молились новые небесные ходатаи - священномученик митрополит Владимир Киевский, святая преподобномученица Великая княгиня Елизавета, святой праведный Иоанн Кронштадский, священномученик пресвитер Сергий (Махаев), прославленные Церковью в лике святых, а также, возможно и другие праведники и праведницы, имена которых нам пока не открыты, но которые когда-то служили, молились и трудились в его стенах. В середине восьмидесятых годов по инициативе администрации больницы была проведена наружная реставрация, в 1987 году на купол был снова водружен крест. А в 1992 году была зарегистрирована церковная община, которая взяла на себя труд по возрождению Иверского храма и его традиций.

Error get alias